Как выбрать втулку ПНД под фланец

Фланцевое соединение является самым распространенным, благодаря надежности и простоте. Конструкция представляет собой металлические диски с монтажными отверстиями, которые совмещают и фиксируют болтами с гайками.

Для обеспечения герметичности соединения труб из разного материала, крепления регулирующей и запорной арматуры используется втулка ПНД под фланец.

Втулка ПНД под фланец
Втулка ПНД под фланец

Виды втулок

Полиэтиленовые втулки — это изделия в виде цилиндра или конуса с проточками, которые производятся методом литья или сварки из нескольких элементов в целую деталь. Литые модели более популярны, ввиду высокой герметичности и отсутствия стыковочных швов.

Основываясь на отличиях конструкции, втулку под фланец ПЭ подразделяют на такие категории:

  • короткие;
  • сварные и литые удлиненные;
  • полудлинные.

Изделия какой разновидности подходят в том или ином случае, определяют по нескольким параметрам. Так, если требуется осуществить стыковку в труднодоступном месте, лучше использовать короткие модели с установкой дополнительных крепежей и вкладок. Удлиненная деталь больше подойдет для точек, где легко реализовать сварочные работы.

Более подходящим вариантом при монтаже различных фитингов считается короткая втулка. Особенно если трубы и соединительные (компрессионные) муфты, краны, тройники и уголки изготовлены из разного материала.

Удлиненные конструкции производятся путем приварки к бурту куска трубы. Такие детали отличаются меньшей прочностью и могут использоваться в магистралях с низким давлением.

Назначение и особенности

Втулки ПЭ широко используются при организации монтажных работ по стыковке труб и фитингов с фланцевым окончанием, для соединения полиэтиленовых деталей с металлическими конструкциями. Изделия устанавливают в водопроводных магистралях и поливочных конструкциях, газопроводах, системах транспортировки химических веществ. Благодаря надежному упору фланца о втулку последнюю деталь можно использовать как переходной элемент для шарового крана, дискового затвора, пожарного гидранта.

Положительно зарекомендовали себя эти изделия в качестве переходников, если труба пластиковая, а муфты, тройники или крестовины предпочтительно ставить металлические. Применение их при сборке магистралей большого диаметра существенно удешевляет систему, исключая необходимость покупки дорогой арматуры.

Дополнительно можно приобрести специальный фланец, расточенный под втулку ПЭ и имеющий больший диаметр, чем стандартные модели. Он позволяет создать фланцевый стык посредством приваривания. Служит деталь опорой полиэтиленовой втулки.

Технические характеристики

Применение высоких технологий и строгое соответствие производства мировым стандартам качества сделали так, что втулка под фланец получила следующие характеристики:

  • гибкость и эластичность;
  • высокую прочность;
  • срок эксплуатации около 50 лет;
  • ударостойкость;
  • нечувствительность к перепадам температур;
  • экологичность.

Все эти свойства позволяют использовать детали при прокладке подземных и внешних магистралей, независимо от климата, и при доставке чистой питьевой воды, независимо от срока использования.

Для изготовления используется полиэтилен марки ПЭ 80 и ПЭ 100. В зависимости от типа фитинга, втулки могут иметь такие размеры:

  1. Для SDR 11: монтажный диаметр — 25, 32, 40, 50, 63, 75, 90, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630 или 710 мм, сечение бурта — 58, 66, 78, 88, 102, 122, 138, 158, 160, 188, 210, 268, 320, 370, 430, 482, 560, 585, 685 или 800 мм, длина — 75, 85, 95, 98, 115, 125, 130, 140, 175, 180, 190, 200, 205, 225, 250, 260, 280, 325, 335, 360 и 370 мм.
  2. Для SDR 17: монтажный диаметр — 72, 86, 100, 125, 150, 170, 180, 225, 230, 280, 286, 335, 370, 425, 510, 525, 610, 640, 730, 840, 944 и 1047 мм, сечение бурта — 102, 122, 138, 158, 160, 188, 210, 268, 320, 370, 430, 482, 585, 685, 800, 905, 1005 или 1110 мм, длина — 115, 125, 130, 140, 175, 180, 190, 200, 205, 225, 250, 260, 280, 325, 335, 360, 370, 380, 390 и 420 мм.
  3. Короткая для SDR 11: монтажный диаметр — 160, 250, 280, 315, 400, 450, 500 или 630 мм, сечение бурта — 212, 320, 370, 482, 585 и 685 мм, длина хвостовика — 20, 29 и 40 мм.
  4. Короткие для SDR 17: монтажный диаметр — 160, 250, 280, 315, 400, 450, 500 или 630 мм, сечение бурта — 212, 320, 370, 482, 585 и 685 мм, длина хвостовика — 20, 29 и 40 мм.

Масса таких комплектующих ввиду необходимой толщины может достигать 92 кг при удлиненных хвостовиках и 66 кг для коротких деталей.

Способы установки

Существует 2 способа соединения переходников из полиэтилена низкого давления с линиями трубопровода. Первый подразумевает использование накидного элемента. Для реализации второго понадобится сварочный аппарат.

В качестве накидного элемента используется специальный фитинг, который предназначен обеспечить функцию бортика между встречными крепежными дисками, будь то мобильная часть или элемент корпуса присоединяемой запчасти.

В случае соединения полиэтиленовой и металлической трубы, одна из которых снабжена ответным фитингом, используется прижимной расточенный фланец. Его конструкция имеет внутренний диаметр большего размера, чем у стандартных моделей. При этом втулка ПЭ соответствует его размеру. Со стороны пластиковой трубы осуществляется накидывание металлического диска и приваривание упорного фитинга с дальнейшим соединением элементов магистрали посредством болтов и гаек.

Установка прижимного фланца осуществляется накладыванием его на арматуру с дальнейшей прокладкой уплотнителя из резины. Его задвигают на прокладку и скрепляют с ответной деталью. В этом случае пластиковое изделие не даст диску соскочить даже при высоком напоре переносимых жидкостей.

Монтаж пластиковой втулки и фланца на полиэтиленовую трубу

Монтаж пластиковых водопроводных магистралей и линий газификации осуществляется строго в соответствии с требованиями ГОСТ, которые касаются и установки полиэтиленовых стыковочных переходников с буртами.

В зависимости от диаметра трубы и необходимых качественных характеристик фитингов подбирается подходящая втулка и расточенный фланец. При этом сечение хвостовика должно соответствовать диаметру пластиковой трубы. Бурт при стыковке с диском не должен перекрывать монтажные отверстия.

Сначала необходимо надеть расточенный элемент. Затем установить пластиковую деталь так, чтобы произошло качественное соединение с концовкой магистрали. Если щелей и перекосов нет, место стыка сваривают паяльником.

Важным моментом является то, что накидной фланец не фиксируется, а остается свободным для различных манипуляций. Теперь остается только совместить встречные диски и скрепить их болтовым методом.

Если все этапы процесса реализованы правильно, соединение получается прочным, способным выдержать не только высокое давление, но и движения грунта при подземном монтаже.

Ссылка на основную публикацию