Что нужно учитывать при покупке запорного фланцевого вентиля?

Вентили запорные фланцевые — специальные конструкции, устанавливаемые в разрез трубопровода и позволяющие перекрывать или регулировать поток перекачиваемой среды. Применяются в системах высокого давления, отопительных, газовых, водопроводных или нефтяных магистралях.

Вентиля
Вентиля запорные фланцевые

Устройство и технические характеристики

Конструкция запорной арматуры фланцевого типа представляет собой изделие из металла, состоящее из литого корпуса с двумя патрубками, в который ввинчен корпус головки и втулка. В корпусе расположено пропускное отверстие. Внутри головки вентиля нарезана резьба и ввинчен регулировочный шток, на который сверху закреплён маховик, а снизу клапан с прокладкой.

Задвижки фланцевые бывают следующих типов:

  • поворотные, регулируются путём вращения штока;
  • выдвижные, при повороте штока в сторону закрытия он совершает вращательно-поступательное движение.

Материал корпуса и основных конструктивных элементов — чугун, сталь, латунь, а прокладок — резина, тефлон, фторопласт.

Основные характеристики запорной фланцевой арматуры:

  • диаметр внутреннего прохода — от 25 до 200 мм;
  • длина вентиля — от 120 до 600 мм, высота в закрытом положении — от 132 до 590 мм, а в открытом – от 143 до 685 мм;
  • диаметр маховика —от 80 до 400 мм;
  • температура перекачиваемой среды —от -400С до +4500С;
  • предельно допустимое давление — до 40 бар;
  • соответствие классам герметичности (ГОСТ 9544-2005) – А, В, С;
  • наработка на отказ — до 1000 циклов;
  • срок эксплуатации — до 10 лет.

Принцип действия и сфера применения вентилей

Принцип действия основан на перемещении штока по резьбе при вращении привода, который регулирует открытие затворного клапана. В закрытом положении уплотнитель клапана полностью прижимается к седлу, в открытом — выходит из него.

Вентиль фланцевый применяется для следующих манипуляций:

  • регулировки потока в трубопроводе;
  • временного перекрытия коммуникаций для ремонта или обслуживания;
  • переключения ответвлений труб.

Классификация

По механизму блокировки потока перекачиваемой среды в трубах стальные фланцевые задвижки бывают:

  • шаровые — в корпусе вентиля к штоку закреплён шар со сквозным отверстием, при повороте маховика он позволяет частично или полностью перекрывать поток;
  • винтовые — к регулировочному штоку закреплён клапан, запирающий седло, при вращении маховика клапан перемещается вертикально над седлом, регулируя напор рабочей среды в трубе;
  • шиберные — задвижки (конические клапаны), перемещаемые вдоль пары зеркал с уплотнителями при помощи штока;
  • пробковые — регулировка потока осуществляется конической пробкой, которая вступает в контакт со специальным седлом, особенностью является сложность поворота маховика при больших диаметрах соединительных патрубков.

По материалу корпуса:

  • стальные (марка А25 или А20), отличающиеся высокой прочностью, надёжностью, предельная температура эксплуатации до +4250С при давлении до 6,3 МПа, максимальный диаметр до 100 мм;
  • латунные, компактные вентили с малым весом (от 0,25 до 1,58 кг), диаметр патрубков 15–50 мм,
  • чугунные, прочные запорные вентили для труб больших диаметров (до 3 м), эксплуатируются при температурах от -300С.

По виду фланцев:

  • с шипами и пазами;
  • с выступами и впадинами;
  • плоские, предназначенные для сварки.

По типу управления:

  • ручные;
  • редукционные;
  • электроприводные;
  • пневмоприводные.

Принципы выбора

Выбор фланцевой запорной арматуры нужно осуществлять по следующим критериям:

  • тип и параметр труб коммуникаций;
  • условия эксплуатации;
  • рабочее давления в системе;
  • температура перекачиваемого вещества;
  • требования к прочности корпуса;
  • тип используемых фланцев;
  • способ затворного клапана;
  • вид крепления — угловой или прямоточный.
Запорные фланцевые вентиля
Запорная фланцевая арматура

Достоинства и недостатки

Преимущества стальных фланцевых вентилей:

  • низкое гидравлическое давление;
  • стойкость к гидроударам;
  • простота подключения и демонтажа;
  • высокая герметичность соединений;
  • компактность корпуса;
  • применимость для газовых и жидких сред;
  • допустимость эксплуатации, когда температуры окружающей среды выше -300С.

К недостаткам относятся:

  • повышенный износ контактной площадки соединения вентиля с трубой;
  • необходимость проведения регулярных техосмотров;
  • длительный процесс перекрытия потока;
  • малый срок службы уплотнительных прокладок;
  • высота задвижки может создавать проблемы с монтажом и регулировкой положения штока.

Производители и цены

Задвижки стальные фланцевые производятся на следующих предприятиях:

  • ПО «Муромский завод трубопроводной арматуры» (ПО МЗТА);
  • Нижегородский арматурный завод (НАЗ);
  • Арматурно-фланцевый завод (АФЗ);
  • Можайский арматурный завод (МАЗ).

Стоимость стальных фланцевых вентилей, на которые установлен механический запорный клапан, составляет 2500-5800 руб. Стоимость на аналогичные конструкции, но с электромагнитным клапаном, составляет от 10 тыс. руб. Угловая запорная арматура из конструкционной стали с пневматическим клапаном стоит от 15 тыс. руб.

Чугунные аналоги с механическим приводом стоят на 30–50% дешевле, чем стальные. Латунные вентили стоят несколько сотен рублей, зависит от производителя.

Монтаж

Фланцевая трубопроводная арматура устанавливается в такой последовательности:

  1. Поверхности вентиля и трубы очищают от грязи, ржавчины, окалины.
  2. Осматривают фланцы на наличие повреждений и дефектов, при необходимости ремонтируют или меняют на новый.
  3. Удаляют заусенцы с резьбовых частей.
  4. Смазывают фланцы в местах контактов.
  5. Устанавливают уплотнитель в паз на трубе или корпусе вентиля с выравниванием положения.
  6. Проверяют соосность в соответствии с ASME B31.3.
  7. Стыкуют вентиль с трубой, регулируют положение гаек, чтобы резьба выступала за фланец на 3–5 витка.
  8. Затягивают последовательно диаметрально противоположные гайки по всему диаметру фланца на 2–3 витка до полной фиксации.
  9. Монтируют трубу аналогичным способом к вентилю с другой стороны.
Монтаж вентиля
Монтаж арматуры

Особенности и свойства изделия

Особенности изделия:

  • все наружные детали требуют надёжной защиты от коррозии;
  • прокладки шпинделя должны быть упругими, стойкими к температуре и влажности перекачиваемой среды;
  • уплотнители затворов и сёдел подбираются по антифрикционным свойствам в зависимости от конструкции;
  • для замены уплотнителей достаточно снять корпус головки;
  • фланцевые соединения на стыке требуется дополнительно промазывать специальным вязким герметиком.

Основные свойства:

  • универсальность применения;
  • простота конструкции;
  • лёгкость обслуживания;
  • стойкость к повышенным вибрациям;
  • долговечность и надёжность.

Для обеспечения прохождения транспортируемой среды в одну сторону нужно устанавливать конструкции, в которых есть обратный фланцевый клапан. Он способен выдерживать значительные перепады давлений и при открытии вентиля перетекание среды в нежелательном направлении будет исключено.

Ссылка на основную публикацию