Разновидности шаровых муфтовых кранов

Шаровые муфтовые краны используются в качестве запорного или регулирующего устройства в системах газо-, водоснабжения и отопления. Они неприхотливы в эксплуатации, не требуют особого обслуживания.

Два крана
Шаровой муфтовый кран

Конструктивные особенности

Принцип работы муфтовых кранов основан на применении шарового механизма, регулирующего поток жидкости в трубопроводе. Конструктивно, это запорный сферический элемент со сквозным отверстием, расположенным внутри корпуса муфты и уплотнённым прокладкой из мягкого плотного материала.

К сферическому элементу неподвижно прикреплён шток с резьбой, который выходит за пределы корпуса и предназначен для фиксации вентиля или рычага при помощи накручиваемой гайки. Для предотвращения протечек он уплотнён.

На муфте с двух сторон нарезана внутренняя или внешняя резьба, либо их комбинация. Чтобы кран при монтаже фиксировался в пространстве и исключалось его прокручивание, наружная часть корпуса над резьбой должна быть шестигранной.

Устройство у шаровых кранов надёжное, так как все детали подогнаны друг под друга, отсутствуют конструктивные элементы с повышенным износом.

Характеристики кранов муфтового типа:

  • основные элементы конструкции рассчитаны на эксплуатацию в течение 5 лет, количество поворотов регулировочного механизма составляет в среднем до 20–25 тысяч;
  • предельно допустимая температура эксплуатации — от -500С до +1500С при давлении до 1,6 МПа;
  • выпуск кранов с диаметром патрубков от 6 до 1200 мм;
  • тип корпуса — разборный, неразборный (монолитный);
  • стойкость к химическим веществам — кислотам, щелочам, окислителям, растворителям.

Сферы применения

Основные сферы применения кранов:

  • в отопительных системах различного типа;
  • для установки на трубы с водой, чтобы обеспечить централизованное или автономное водоснабжение;
  • в газовых установках.

Виды

Классификация кранов шаровых муфтовых осуществляется по следующим критериям:

  • резьбовым разъёмам;
  • пропускной способности;
  • типу запирающего механизма;
  • способу управления;
  • материалу.

Тип резьбовых разъёмов

Подключение к трубопроводу может осуществляться с помощью резьбового соединения следующих типов:

  • наружного, нарезанного с двух сторон корпуса;
  • внутреннего, расположенного на внутренней части патрубков муфты;
  • комбинированного, когда с одной части муфты нарезана наружная резьба, а с другой — внутренняя.

Пропускная способность

Классификация по пропускной способности:

  1. Полнопроходные, обеспечивающие прохождение потоков через шаровый элемент со снижением интенсивности в диапазоне 1–10%. Применяются в системах, где нужно сохранить рабочее давление без снижения скорости движения газа или жидкости.
  2. Непроходные, понижающие скорость потока при полном открытии крана на 30–60%. Используются для подключения конечных потребителей к магистрали.
  3. Редуцированные, имеющие проходной диаметр меньше основного на 10–30%. Устанавливаются в коммуникациях, в которых необходимо снижение входящего потока.

Устройство запирающего механизма

По типу конструкции выделяют такие виды запорных механизмов:

  1. С плавающим шаром. Работают по принципу нагнетания давления, которое воздействует на незакреплённую к шпинделю пробку сферической формы и таким образом прижимает к уплотнительной прокладке и перекрывает поток. Используется в системах низкого давления. Диаметр для монтажа — до 200 мм.
  2. С шаром на опорах. Конструктивно реализован контакт цапфы с осевым выступом, фиксирующей запорный шар в определённом положении без его свободного передвижения. Подключение запорных фитингов возможно к коммуникациям с высоким давлением.

Тип управления

Конструкция запорной арматуры предполагает следующие механизмы регулировки:

  • консольный, представляющий собой рычаг для грубого управления потоком;
  • вентильный, позволяющий вручную с оптимальной точностью осуществлять регулировку;
  • с электронным управлением, используемым в системах автоматического контроля.
Вентильный кран
Кран вентильный

Материал

Основные конструктивные элементы кранов шаровых стальных муфтовых изготавливаются из следующих материалов:

  • материал корпуса — чугун, латунь или бронза;
  • шаровый элемент — латунь, хром, сталь;
  • уплотнители — тефлон, фторопласт;
  • регулировочный элемент — сталь или латунь.

Использование латунных шаровых выгоднее из-за их высокой прочности, стойкости к коррозии, надёжности.

Стальные конструкции обладают максимальной прочностью, способны выдерживать высокое давление и температуру. Не устойчивы к коррозии.

Пластиковые запорные элементы на основе полипропилена не отличаются хорошей прочностью, но при этом могут эксплуатироваться при повышенной влажности, имеют минимальную стоимость.

Как выбрать муфтовый кран?

Выбирать кран шаровый муфтовый необходимо с учётом следующих критериев:

  • техническими требованиями к монтажу и целевым назначением системы коммуникаций;
  • максимальной температуры перекачиваемой среды, её химической активности;
  • предельного давления в системе;
  • диаметра и материала труб;
  • наличия свободного места для выбора удобного способа регулировки.

Преимущества и недостатки

Преимущества крана муфты:

  • возможность установки в любом необходимом положении;
  • высокий уровень герметичности;
  • надёжность конструкции, обеспечиваемая применением минимального количества деталей, их прочности;
  • доступность запчастей для ремонта;
  • низкая вероятность возникновения застоев;
  • компактный корпус;
  • малый вес конструкции;
  • высокая скорость открытия и закрытия.

Недостатки:

  • низкая точность регулировки пропускаемого потока;
  • вероятность гидроударов при резком открытии запорной арматуры;
  • длинный рычаг, который не всегда удобно регулировать, особенно в условиях ограниченного пространства;
  • высокий риск образования отложений, затрудняющих протекание жидкости.
Положение кранов
Установка в любом положении

Производители и стоимость

При покупке запорной арматуры важно обратить внимание на её производителя. Valtec и Bugatti —иностранные бренды, продукция которых востребована благодаря надёжности и высокому качеству сборки.

Запорная арматура отечественного производства по параметрам и характеристикам ничуть не уступает зарубежной. Наиболее известны следующие заводы-изготовители:

  • Уральский завод УЗТА;
  • Чуфаровский завод (ЧАЗ);
  • ОАО «Бологовский арматурный завод».

Стоимость зарубежной запорной арматуры начинается от 300 рублей. Отечественной — от 150 рублей. Цена зависит от параметров, качества сборки, материала.

Технология установки

Запорную арматуру необходимо устанавливать в местах с удобным доступом для обслуживания, регулировки. Монтаж выполняется в такой последовательности:

  1. Предварительно очищается резьба от грязи и налёта специальными чистящими средствами.
  2. Накручивается кран на одну, а потом на другую трубу на 5–6 витков для проверки его посадки.
  3. Откручивается обратно, на наружную резьбу наматывается тонким слоем уплотнительная лента.
  4. Поверх уплотнителя ввинчивается кран, при этом потребуется дополнительное усилие, для чего нужно использовать два ключа: один для фиксации, а другой для ввинчивания.
  5. Аналогичные шаги проделывают с другим концом трубы.
  6. Проводятся испытания герметичности при запуске в систему рабочей среды под давлением, устраняются течи.

При монтаже важно не допустить перекосов крепления, срыва резьбы, деформирования конструкций.

При выборе муфтовых кранов нужно изучить характеристики запорной арматуры. Высокая цена на запорные изделия не всегда отражает их качество, так как технические параметры могут не соответствовать заявленным.

 

Ссылка на основную публикацию